Важно знать
Пн-Пт 09:00 - 18:00
+7 (903) 325-4110

1. Введено новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика

С 1 января 2015 г. изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:
- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Если налогоплательщик не представит квитанцию, то руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи такой квитанции (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;
- день явки в инспекцию (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).
Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. распространяется также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, т.е. налоговыми агентами (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

 

2. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
Физлица уплачивают транспортный и земельный налог (за исключением налога с земельных участков, используемых или предназначенных для использования в предпринимательской деятельности), а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда в налоговый орган своевременно не поступает информация о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 г. введена новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не нужно, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налогоплательщики - физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налогов или налога на имущество начинается с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).
В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 и последующих годах (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если описанная ситуация возникнет до 1 января 2017 г., налог также будет начислен начиная с периода направления сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).
Как указывалось выше, согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ сообщение необходимо представить до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговом периодом, другими словами, не позднее 30 декабря года, следующего за годом приобретения объекта. Следует обратить внимание: налогоплательщик может не дожидаться последнего дня указанного срока. С учетом п. 6 ст. 6.1, п. 2.1 ст. 23, п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ можно предположить, что налогоплательщик вправе представить сообщение, если не получит уведомление за 30 рабочих дней до 1 октября года, следующего за годом приобретения объекта.
Данный вывод основан на том, что возникновение обязанности представить сообщение обусловлено фактом неполучения налогового уведомления (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ не установлено, когда именно налогоплательщик должен получить уведомление, однако эту дату можно определить, исходя из системн ого толкования положений Налогового кодекса РФ. В абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ предусмотрен срок, в который инспекция должна направить соответствующее уведомление налогоплательщику, - не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).

 

3. Изменен срок уплаты физлицами транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физлиц
До 1 января 2015 г. согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты физлицами транспортного налога не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 1 января 2015 г. указанная норма скорректирована. Срок уплаты транспортного налога физлицами предусмотрен непосредственно Налоговым кодексом РФ: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ).
Таким образом, налог за 2014 г. физлица должны уплатить не позднее 1 октября 2015 г.
Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами земельного налога и налога на имущество.

 

4. Установлены новые обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства
С 1 января 2015 г. органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Кроме того, с указанной даты органы опеки и попечительства должны сообщать в инспекцию о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. Соответствующие дополнения внесены в абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ. Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 85 НК РФ органы ЗАГС сообщали в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физлиц.

 

5. Доходы физлиц - налоговых резидентов РФ от долевого участия в организациях в виде дивидендов облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов
Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные физлицами - налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (ранее ставка равнялась 9 процентам). Соответствующие изменения внесены в гл. 23 НК РФ и вступили в силу с 1 января 2015 г. При этом в абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что база по таким доходам формируется отдельно от иных доходов, к которым применяется ставка 13 процентов.
База по доходам от долевого участия в организации не уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные в ст. ст. 218 - 221 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 210 НК РФ).
Как и прежде при расчете базы по НДФЛ в отношении дивидендов необходимо учитывать особенности, установленные ст. 275 НК РФ для определения суммы налога на прибыль на доходы от долевого участия в деятельности организаций (абз. 2 п. 2 ст. 210 и п. 3 ст. 214 (в ранее действовавшей редакции) НК РФ).

 

6. В отношении взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному на срок не менее пяти лет, можно получить социальный вычет по НДФЛ
При расчете налоговой базы по НДФЛ физлицо вправе применить социальный вычет в сумме уплаченных в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет. Данный договор может быть заключен со страховой организацией физлицом в свою пользу и (или) в пользу супруга, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой или попечительством). Соответствующее дополнение с 1 января 2015 г. внесено в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Порядок предоставления социального вычета по указанному договору добровольного страхования жизни аналогичен порядку предоставления социального вычета по договорам добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения.
Вычет предоставляется в размере фактически понесенных в налоговом периоде расходов на уплату взносов по названным договорам при подаче подтверждающих такие затраты документов (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). При этом необходимо соблюдать ограничение предельного размера сумм, заявленных к вычету в налоговом периоде. В совокупности они должны составлять не более 120 тыс. руб. (абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ).
По общему правилу вычет предоставляется налоговым органом, если налогоплательщик по окончании налогового периода подал декларацию по НДФЛ (абз. 1 п. 2 ст. 219 НК РФ). Однако физлицо может получить данный вычет и до окончания налогового периода при обращении к работодателю, если он удерживал взносы по указанным договорам из выплат в пользу работника и перечислял эти взносы в соответствующие фонды и (или) страховые организации (абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ).
Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ дополнен положениями об особенностях определения базы по НДФЛ при расторжении договора добровольного страхования жизни в случае, когда налогоплательщик получил социальный вычет в отношении уплаченных ранее сумм страховых взносов по такому договору.

 

7. Предприниматель вправе уменьшить НДФЛ, исчисленный в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 процентов, на сумму уплаченного торгового сбора

Если предприниматель занимается в субъекте РФ по месту своего учета деятельностью, в отношении которой в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, то он вправе уменьшить сумму НДФЛ, исчисленную по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на величину уплаченного в этом периоде торгового сбора (абз. 1 п. 5 ст. 225 НК РФ). Однако такое право не возникает, в случае когда лицо не представило в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которой уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика указанного сбора (абз. 2 п. 5 ст. 225 НК РФ). Данные положения с 1 января 2015 г. закреплены в Налоговом кодексе РФ.

 

8. Земельные участки под многоквартирными домами не облагаются земельным налогом
В силу п. 2 ст. 389 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., объектом обложения земельным налогом не признаются в том числе указанные в подпункте 6 земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит, в частности, земельный участок, расположенный под этим домом. Плательщиками земельного налога признаются физлица и организации, которые обладают на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения участками, признаваемыми объектом налогообложения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Поскольку участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома, с 2015 г. не являются объектом налогообложения, собственники жилых и нежилых помещений в таком доме не уплачивают земельный налог в отношении участка, расположенного под ним. На это обратила внимание и ФНС России (см., например, Письмо от 06.11.2014 N БС-2-11/795@).

 

9. Уточнен перечень имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество физлиц
С 1 января 2015 г., как и прежде, налогоплательщиками признаются физлица - собственники имущества, являющегося объектом обложения (ст. 400 НК РФ). К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках (п. 2 ст. 401 НК РФ)), жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения.
Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ). При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с п. 3 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения не признается.

 

10. База по налогу на имущество физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости
С 1 января 2015 г. кардинально изменился порядок определения базы по налогу на имущество физлиц. Она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
До 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ будет обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ). До этого момента для исчисления налога согласно п. 2 ст. 402 НК РФ используется инвентаризационная стоимость. Исключение составляют объекты (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.
Если в соответствии с решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ применяется новый порядок, то налоговая база по объектам недвижимого имущества определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ). Базой по налогу на имущество физлиц для объекта, который образован в течение календарного года, признается его кадастровая стоимость на дату постановки на государственный кадастровый учет (абз. 1 п. 2 ст. 403 НК РФ).
Порядок расчета налога на имущество физлиц в случае возникновения (прекращения) права собственности на объект в течение календарного года предусмотрен в п. 5 ст. 408 НК РФ. В указанных ситуациях при исчислении суммы налога применяется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности физлица, к 12 (количество месяцев налогового периода). При этом имеет значение, когда возникло (прекратилось) право собственности на объект: до 15-го числа месяца включительно или после.
Введен также порядок расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (п. 2 ст. 403 НК РФ). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате. Исключение составляют два случая:
- исправлена техническая ошибка, допущенная Росреестром. Измененная кадастровая стоимость применяется начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ). Соответственно, налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения, может быть пересчитан;
- кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). Следовательно, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в размере рыночной налог может быть пересчитан только за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании.
Следует также отметить, что при определении налоговой базы применяются вычеты, установленные в п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ. Например, при расчете базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м общей площади этого жилья, в отношении жилого дома - 50 кв. м общей площади, в отношении комнаты - 10 кв. м ее площади. При определении налоговой базы кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), уменьшается на 1 млн. руб. Названные вычеты могут быть увеличены представительными органами муниципальных образований, а в городах федерального значения - законодательными (представительными) органами государственной власти.
Кроме того, в течение четырех налоговых периодов с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов сумма налога к уплате будет рассчитываться по специальной формуле, указанной в п. 8 ст. 408 НК РФ. При этом такая формула не применяется при исчислении налога на имущество физлиц в отношении объектов, поименованных в п. 3 ст. 402 НК РФ, т.е. объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.

 

11. Установлены максимальные значения ставок налога на имущество физлиц при определении базы исходя из кадастровой стоимости имущества
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физлиц устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципальных образований (законами городов федерального значения). В отношении объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости, ставки не могут превышать значений, указанных в п. 2 ст. 406 НК РФ:
- 0,1 процента - для жилых домов и помещений, объектов незавершенного строительства (если проектируемое назначение объекта - жилой дом), единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы с одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, а также хозпостроек или строений площадью не более 50 кв м. на дачных (садовых, огороднических) участках и участках, предоставленных для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства. Нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) данная ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (п. 3 ст. 406 НК РФ);
- 2 процента - для недвижимости с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. и объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, поименованной в этом перечне;
- 0,5 процентов - для всех прочих объектов налогообложения.
Согласно п. 5 ст. 406 НК РФ все названные ставки могут быть дифференцированы на местном уровне в зависимости от определенных оснований (например, кадастровой стоимости объекта, его вида или места нахождения).
Если представительные органы власти муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) не определили налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта, применяются установленные Налоговым кодексом РФ величины (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).
Для объектов, в отношении которых налоговая база пока по-прежнему определяется как инвентаризационная стоимость, налоговые ставки не меняются по сравнению с предусмотренными Законом о налоге на имущество физлиц (п. 4 ст. 406 НК РФ, п. 1 ст. 3 Закона о налоге на имущество физлиц).

 

12. Скорректирован порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц
Перечень льготных категорий граждан не претерпел существенных изменений по сравнению с перечнем, который содержался в Законе о налоге на имущество физлиц (п. 1 ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона о налоге на имущество физлиц). В соответствии с п. 2 ст. 407 НК РФ размер льготы равен сумме налога, подлежащей уплате в бюджет в отношении объекта налогообложения, который находится в собственности лица и не используется в предпринимательской деятельности. По сути, речь идет об освобождении от уплаты налога.
Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ). Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 407 НК РФ льгота не предоставляется в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 млн руб., и объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, указанной в таком перечне.
Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК РФ). Если физлицу уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом о налоге на имущество физлиц, оно вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ). Кроме того, если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление. В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

 

13. Проиндексированы размеры некоторых госпошлин
С 1 января 2015 г. возросли размеры госпошлины за некоторые виды юридически значимых действий.
Так, госпошлина за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением пп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физлиц увеличилась с 1 тыс. до 2 тыс. руб., а для организаций - с 15 тыс. до 22 тыс. руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В отношении госрегистрации транспортных средств и иных регистрационных действий сумма госпошлины за выдачу государственных регистрационных знаков на автомобили увеличена с 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. (абз. 2 пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за выдачу паспорта транспортного средства - с 500 до 800 руб. (абз. 4 пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции размер госпошлины с 1 января 2015 г. составляет не 3 тыс., а 5 тыс. руб. (пп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).


С 1 июля 2015 г.:
- налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).

 

Материал подготовлен с использованием правовой системы «КонсультантПлюс»

Сведения об адвокате

Регистрационный номер 13/340 в реестре адвокатов Республики Мордовия.

Удостоверение №338 выдано Управлением Минюста РМ 17 ноября 2004 года.

Окончила Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

по специальности «История» (с отличием) и по специальности «Юриспруденция».

В мае 2014  года прошла Высшие курсы повышения квалификации в Российской академии адвокатуры и нотариата.

В апреле 2015 года прошла Высшие курсы повышения квалификации.

Член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Мордовия.

Общий стаж по юридической специальности  - более 17 лет (с 1997 года).

Стаж адвокатской практики - более 10 лет (с 2004 года).



Яндекс.Метрика

Контакты

+7 (903) 325-4110


г. Саранск, ул. Волгоградская, 124


advokat@ekoniya.ru